gototopgototop

Главное меню

На рубеже столетий

Церк­ви строились, в основном, на пожертвования этих лиц и, естественно, в них постоянно произносилась благодарность им за благодеяния, чем еще больше укреплялся их авторитет среди верующих. Не удивитель­но, что церкви в посаде чаще назывались по именам их пожертвователей. Так Вознесенская церковь на бывшей Вознесенской улице (ныне К.Маркса) и Бело-Криницкая на Махаевке (на территории бывшего специнтерната) считались Осиповскими, а Преображенская церковь на Махаевке, почти напротив Кузнечного переулка, ныне снесенная — родионовской. Лишь построенная в начале века рядом с "рабским" кладбищем Покровская церковь, действующая по сегодняшний день, не имела, видимо, своего главного пожертвователя. поэтому и оста­лась без второго названия. Также как и старообрядческие моленные, существовавшие в посаде с давних времен раскольничества.Широко известные во многих уголках России злынковские камен­щики в своем посаде строили очень мало.  Несколько десятков кир­пичных зданий, построенных в Злынке в конце прошлого и начале нынешнего столетия, не представляют большой архитектурной и ис­торической ценности и не дают представления о высоком профессио­нальном мастерстве наших земляков-строителей. Наиболее примеча­тельными из их построек являлись церкви, от которых сегодня мало что осталось. Как уже говорилось, Преображенская церковь давно снесена до основания, от Бело-Криницкой осталось единственное, до неузнаваемости перестроенное, перелицованное здание. Лучше сохра­нился комплекс построек бывшей Вознесенской церкви, несмотря на то, что долгие годы там был склад горторга. Построенная в начале века злынковскими каменщиками, она представляет определенную ар­хитектурно-историческую ценность. Ведь несмотря на крайне бесхо­зяйственную ее эксплуатацию в течение многих лет, прекрасно сохра­нились внутренние росписи стен и потолка, и сегодня удивляющие свежестью и яркостью красок. В конце 80-х годов одно из комплекс­ных строений этой церкви было отреставрировано и ныне действует. Дореволюционная Злынка представляла собой обычный провин­циальный неприметный городок, каких в России насчитывалось не­мало. Как уже отмечалось, несколько десятков каменных домов при­надлежали людям состоятельным: фабрикантам, купцам, владельцам мастерских и промышленных заведений. Местный трудовой люд ютил­ся, в лучшем случае, в своих собственных неказистых домишках, кры­тых щепой и дранкой. Немощенные пыльные, а после дождя непро­лазные улицы, узкие деревянные тротуары, спасавшие обывателей от грязи в осеннюю и весеннюю распутицу.

Чем же занимались злынковские обыватели в выходные и праздничные дни? Нет необходимости говорить, что большого вы­бора у них не было. В посаде не значилось ни одной общественной библиотеки, ни одного клуба, не говоря уже о кинематографе. В 1894г. на всю Черниговскую губернию приходилось всего 13 библиотек и 21 книжный магазин, в уезде имелась лишь одна общественная библио­тека при Новозыбковском уездном училище, действовавшая с 1823г., в которой насчитывалось 1060 томов 375 наименований. Для жителей Злынки с раннего утра широко раскрывали свои двери единоверчес­кие и православные церкви, старообрядческие моленные, которых в посаде было не менее восьми. Для тех, кто в церковь не торопился, гостеприимно открывались пораньше чайные и закусочные, сосредо­точенные, в основном, в центре посада вокруг тогдашнего базара, за­нимавшего территорию нынешней средней школы, а также на Базар­ной улице (ныне пл. Свободы и ул.Садовая) и Большой Шириевке ( Коммунальная ул.). Одна из таких чайных запечатлена на фотоснимке 1912г. Она помещалась в угловом доме (пл. Свободы и Коммунальной ул.), где в 50-60-х годах размещалась школьная столярная мастерская. Сейчас этого здания уже нет, а на его месте построена автобусная стан­ция. Желающих посетить эти чайные и закусочные в посаде находи­лось немало, хотя угощали там не только чаем, но и напитками по­крепче. В большие престольные праздники: на Рождество, Масленницу и Крещение любители кулачного боя, и молодежь, и люди степен­ные женатые, откушав "чая" с закусками, выходили улица на улицу, стенка на стенку. Бои кулачные устраивали обычно либо на углу Филатовки и Б.Шириевки, либо зимой на льду городского озера, возник­шего от разлива речки Злынки, которую перегородили запрудой на Кузнечном переулке. Кстати, первое печатное упоминание об озере относится к 1901 году.