gototopgototop

Главное меню

УКЛОНЕНИЕ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ВОЕНКОМАТЕ СТАЛО УГОЛОВНО НАКАЗУЕМЫМ

Прокуратура - Резерв

ПРОКУРАТУРА ИНФОРМИРУЕТ !!!

УКЛОНЕНИЕ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ВОЕНКОМАТЕ СТАЛО УГОЛОВНО НАКАЗУЕМЫМ

В марте 2018 в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 № 53-ФЗ (далее - Федеральный закон № 53) были внесены изменения, связанные с организацией профессионального психологического отбора призывников (далее - профотбор). Новая редакция Закона предъявляет к гражданам дополнительные требования, неисполнение которых может повлечь уголовную ответственность.

Как указано в п. 4 Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 № 50 (далее - Руководство по профотбору), профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

В отношении призывников данная процедура проводится нештатными группами и специалистами по профотбору военных комиссариатов. Вынесенные заключения учитываются призывными комиссиями при определении вида и рода войск, в которых граждане будут проходить военную службу.

Согласно п. 8 Руководства по профотбору данное мероприятие включает в себя:

1) социально-психологическое изучение. Оно предполагает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности. Сотрудниками военкомата изучаются документы, характеризующие призывника, с ним проводятся беседа и анкетирование;

2) психологическое и психофизиологическое обследование. Цель обследования - проанализировать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), определить психологические особенности личности, свойства нервной системы, психомоторики и нервно-психическую устойчивость.

Изменения, внесенные в Федеральный закон № 53, можно разделить на две группы: положения, которые уже действовали, будучи закрепленными в Руководстве по профотбору, и нормы, которые до этого отсутствовали. К первым относится разделение лиц, прошедших профотбор, на четыре категории (п. 4 ст. 5.2 Федерального закона № 53). Ко вторым - возложение на граждан обязанности проходить профотбор при призыве на военную службу (п. 1 ст. 26 и п. 1 ст. 31 Федерального закона № 53). Ранее такая обязанность существовала только при первоначальной постановке на воинский учет. В соответствии с п. 6 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 № 400, "первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет".

Организация профотбора призывников возложена на призывные комиссии муниципальных образований (п. 1 ст. 28 Федерального закона № 53). Призывные комиссии субъектов Российской Федерации организуют контрольные мероприятия, в том числе по жалобам на заключения о профессиональной пригодности, вынесенные в районных военкоматах (п. 2 ст. 29 Федерального закона № 53).

В перечне процедурных нововведений "затерялось" одно важное последствие изменения закона - возможность привлечения граждан к ответственности за отказ от прохождения профотбора.

Действующее законодательство устанавливает два вида санкций за неисполнение обязанностей призывника. Они закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ).

Административная ответственность наступает в двух случаях: при неявке без уважительных причин по повестке военкомата (ст. 21.5 КоАП РФ) и при уклонении от медицинского обследования по направлению призывной комиссии (ст. 21.6 КоАП РФ). Данные нормы КоАП РФ применяются, когда лицо не имеет умысла на уклонение от военной службы. Об этом может свидетельствовать, например, прибытие гражданина в военкомат после допущенного нарушения.

Действие ст.ст. 21.5, 21.6 КоАП РФ не распространяется на отказ от прохождения профотбора, а какой-либо отдельной нормы в данный Кодекс не вносилось. Таким образом, административное наказание за уклонение от профотбора законом не предусмотрено.

Однако с уголовной ответственностью ситуация обстоит иначе. С учетом новой редакции абз. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 53 призыв на военную службу, наряду с другими мероприятиями, включает в себя и профессиональный психологический отбор.

Как установлено п. 2 ст. 28 Федерального закона № 53, "в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Таким образом, отнесение профотбора к призывным мероприятиям сделало отказ от его прохождения способом совершения преступления "уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы", состав которого закреплен в ч. 1 ст. 328 УК РФ.

В то же время одной только неявки на профотбор для возбуждения уголовного дела недостаточно. Правоохранительные органы должны доказать наличие у гражданина умысла на совершение преступления. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы" от 3 апреля 2008 № 3 (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации) уголовная ответственность наступает в случае, если призывник намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу. Если же неявка гражданина была связана с какими-то другими причинами (например, не отпустили с работы) и в дальнейшем он прибыл на профотбор, то это не должно влечь уголовное наказание.

Статья 21.2 КоАП РФ предусматривает ответственность руководителя организации за необеспечение работнику возможности своевременной явки по повестке военкомата. Размер административного штрафа составляет от 500 до 1 000 рублей.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации отмечается, что "при решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, суду необходимо установить факт надлежащего оповещения призывника о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу".

И здесь возникает вопрос по поводу порядка вызова граждан на профотбор. В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона № 53 "на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата".

Согласно приложению № 30 к Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 № 400, в повестке указываются следующие причины вызова в военный комиссариат:

- для уточнения документов воинского учета;

- прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним;

- прохождения призывной комиссии;

- прохождения призывной комиссии субъекта Российской Федерации;

- отправки к месту прохождения военной службы;

- направления на альтернативную гражданскую службу.

В перечне целей вызова нет такой формулировки, как "прохождение профессионального психологического отбора". Значит, ее внесение в повестку будет считаться нарушением. Хотя федеральный законодатель и обязал призывников проходить профотбор, Министерство обороны Российской Федерации, по сути, не предоставило военкоматам права вызывать их повестками.

Неизвестно, будут ли вноситься изменения в вышеназванную Инструкцию, и если нет, то как Следственный комитет и суд будут оценивать повестку, не соответствующую нормативным требованиям, если гражданин по ней не явился.

Чиновники военного ведомства могут пойти и по другому пути: проводить профотбор в тот же день, что и медицинское освидетельствование, вручая повестку на освидетельствование. А при отказе от прохождения профотбора составлять акт, чтобы использовать его как доказательство для привлечения лица к уголовной ответственности. По поводу правомерности этих действий могут возникнуть сомнения: ведь гражданин вызывался только на одно призывное мероприятие, а второе в повестке не указывалось, что противоречит п. 3 ст. 26 Федерального закона № 53.

Однако в любом случае на увеличение количества уголовных дел по ч. 1 ст. 328 УК РФ изменения законодательства, скорее всего, существенно не повлияют. Граждане, которые и ранее не уклонялись от исполнения воинской обязанности, вряд ли изменят свою позицию из-за того, что перечень призывных мероприятий пополнился еще одной процедурой. А "уклонисты" от военной службы и прежде привлекались к уголовной ответственности: требование пройти профотбор - далеко не единственное, которое нужно выполнить, чтобы быть призванным в армию.

 

Помощник прокурора района

А. Новиков