gototopgototop

Охрана окружающей среды

Прокуратура - Резерв

Охрана окружающей среды.

Правовое регулирование охраны окружающей среды является перманентной составляющей позитивного правового регулирования в целом и в самом общем виде может быть определено как регулирование, осуществляемое экологическим правом.

Основная цель экологического права - создание эффективной правовой модели регулирования общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды, адекватно отражающей соотношение экологических и экономических интересов общества, экологические приоритеты нашего государства. При этом совершенствование экологического права должно быть увязано с проводимыми в стране экономическими, социальными и иными реформами.

В настоящее время объем полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды является очень незначительным и не учитывающим возможности отдельных крупных муниципальных образований. Хотя формально Закон об охране окружающей среды полномочия органов местного самоуправления и дифференцирует на несколько групп в зависимости от типа муниципального образования: муниципальный район, городской округ, городское или сельское поселение.

К вопросам местного значения городских, сельских поселений отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района отнесены: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, в настоящее время органы местного самоуправления наделены полномочиями в области обращения с отходами и по организации мероприятий по охране окружающей среды. При этом применительно к муниципальным районам мероприятия в области охраны окружающей среды должны носить межпоселенческий характер.

Законодательством предусмотрен механизм наделения субъектами Российской Федерации органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению государственного экологического контроля субъектов Российской Федерации за объектами хозяйственной деятельности, не подлежащими федеральному государственному экологическому контролю.

В настоящее время основные проблемы муниципального управления городскими лесами после вступления в силу нового Лесного кодекса связаны с тем, что органы местного самоуправления наделены большим количеством полномочий в области лесных отношений, но далеко не все из них соответствуют вопросам местного значения, определенным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, муниципальные образования фактически осуществляют права и обязанности собственников по отношению к лесным участкам, находящимся в границах поселений - городским лесам, что связано с серьезными финансовыми затратами местных бюджетов, при этом муниципальные образования не являются собственниками городских лесов, а основания для регистрации права собственности в рамках действующего законодательства пока не определены

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ" введены меры по развитию государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Целями единой системы государственного экологического мониторинга являются:

- проведение регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды;

- хранение, обработка, анализ полученной информации;

- обеспечение заинтересованных лиц информацией о состоянии окружающей среды.

В рамках единой системы государственного экологического мониторинга должны функционировать ряд подсистем, сформированных информационных писем по предметному принципу. Например, предусматривается ведение подсистемы государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; атмосферного воздуха; земель; недр; водных объектов; др.

Одна из главных задач - создание оптимальных правовых условий для реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и выполнения обязанности каждого сохранять природную среду, бережно относиться к природным богатствам. Несмотря на то что указанная задача уже не одно десятилетие является первостепенной, приблизиться к ее решению до настоящего времени так и не удалось, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии в арсенале действующего экологического права оптимальных правовых средств, создающих условия для эффективного использования экологических прав и исполнения экологических обязанностей.

Центральным звеном в системе экологического права являются нормы, закрепляющие право на благоприятную окружающую среду. Данное неотъемлемое право каждого человека нуждается в эффективной защите со стороны государства, которое обязано создавать условия для его реализации. Несмотря на установленное Конституцией Российской Федерации право судебной защиты нарушенных прав, в том числе права на благоприятную окружающую среду, граждане редко защищают свои экологические права.

Одним из способов государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду является нормирование в области охраны окружающей среды  направленное на обеспечение условий для сохранения благоприятной окружающей среды, рационального природопользования, воспроизводства природных ресурсов, защиты экологических прав человека. Указанные задачи природоохранного нормирования решаются в рамках правового регулирования группы общественных отношений, складывающихся в процессе установления и соблюдения нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на указанную среду.

 

Прокуратура Злынковского района