gototopgototop

Главное меню

Промышленность г. Злынка

Если 18 век принес в Злынку ремесла и торговлю, то 19 век далей промышленность. Во второй половине столетия здесь по­явились первые промышленные предприятия и, прежде всего, спи­чечные фабрики.

Само название "спичка" в России было известно издавна. Спич­кой вообще называлась тогда любая маленькая лучинка. Чтобы она лучше горела, конец ее смазывали смолой или серой. Только в 1831 году француз Шарль Сориа впервые в мире изобрел настоящие, в нашем теперешнем понимании, спички — фосфорные. За неимением средств изобретатель не смог взять на них патент и через два года его изобретение вновь открыл немецкий химик Камерер, которому в 1833 году удалось составить химическую массу, легко воспламеняющуюся при трении о шероховатую поверхность. Это изобретение было при­обретено венскими фабрикантами Ремером и Прешелем; они впер­вые стали изготовлять спички фабричным путем и распространять в Европе.

В Россию спички первоначально привозились из-за границы, в основном из немецкого города Гамбурга, а с 1837 года стали выделываться в России, причем производство их было сосредоточено исклю­чительно в Петербурге. С момента своего появления в России спички получили большой спрос среди состоятельной части населения, так как продавались по баснословной цене — один рубль серебром за ко­робку в 100 штук спичек.

Этим обстоятельством сразу же воспользовались предприимчивые дельцы, быстро освоившие производство и сбыт новой продукции. "Около 1845 года в Вязьме, Смоленской губернии, поселился некто Елчин и начал впервые производить там фосфорные спички,... зани­маясь этим делом в бане и продавая свои изделия по 10-15 руб. за ящик (в ящике 1000 коробок), т.е. по 1-1,5 коп. за коробок спичек са­мого примитивного производства".

Такая цена спичек сделала их доступными для самых широких слоев населения, а спрос на них рос изо дня в день. У Елчина искусству изготовления спичек научился тамошний житель Феофилакт Ефимович Марютин. В 1861 году Марютин приехал в Новозыбковский уезд с целью дешево купить продававшийся тогда лес и начать его разработку. В 1862г. ему удалось в компании с новозыбковским куп­цом Максимом Марковичем Волковым купить громадный лес в с. Бар­ки, Денисковской волости. Марютину удалось уговорить Волкова ус­троить в Барках спичечную фабрику. На этом же хуторе, в восьми ки­лометрах от Злынки, уже 1 сентября 1862 года была пущена первая спичечная фабрика в уезде.

Для ведения дела на фабрику был приглашен из Елецкого уезда некто Соколов, кроме того было вывезено из Вязьмы и Медыни до 20 человек рабочих, которые и были первыми учителями в Новозыбковском уезде, обучившие местное население спичечному делу... Вывезе­но было из Вязьмы также и строгалей человек десять, которые приго­товляли соломку (т.е. лучинки для спичек) там же на фабрике.

Началось производство спичек всего с 5 ящиков в день, которые продавались довольно дешево 3,75 — 4 руб. за каждый. Но уже к кон­цу года изготовлялось до 50 ящиков в день, а в 1866г. производство достигло 200 ящиков в день и приносило громадные доходы при сто­имости ящика спичек для фабрики 2,2—2,4 руб. при продаже 3,5—4 руб. за ящик.

Пример оказался заразительным, и многие злынковские купцы стали вкладывать свои капиталы в столь выгодное дело. Уже в 1863 году в Злынке на барковской дороге, на месте нынешнего промкомби­ната, выстроил спичечную фабрику местный купец Федор Игнатье­вич Осипов. Для лучшей организации производства он переманил из Барок мастера Соколова. В 1873 году здесь же в посаде открыл свою фабрику Егор Григорьевич Санников, а в 1879г. за озером, в слободе Красная Злынка, в бывшем Янчиковом переулке (сегодня Трудовая ул.) поставил спичечную фабрику еще один злынковский богач Тихон Архипович Воронин. К этому времени Осипов "поднакопил" денег и в 1880 году в хуторе Софиевка открыл свою вторую фабрику.

14 января 1907г. в Вышкове, неподалеку от Злынки, была пушена последняя в уезде фабрика злынковского купца Родионова. Ныне это фабрика " Ревпуть" единственная спичечная фабрика, сохранивша­яся в наших местах с тех времен. В первые годы здесь не было ника­кого оборудования, кроме одного строгального станка. Спустя несколь­ко лет здесь появились макальная машина и аппарат для сушки спи­чечной соломки и коробок, в результате чего увеличилось производ­ство спичек.

Благоприятное действие для развития промышленности в Злынке и других местах края вызвало строительство железной дороги Гомель-Брянск. В 1885 году министерство путей сообщения принялось от­чуждать земли для строительства дороги. Два года спустя, 8 августа 1887г., по ней пошли поезда. Правда, в некоторых печатных источни­ках приводятся иные даты. Так Р. Русанов и Я. Соколов в своих кни­гах "Страницы из Брянской летописи" и "На славной Брянской зем­ле" перенесли окончание строительства дороги на 1883год, а в очерке А. Бабушкина "Брянская область" утверждается, что " в 1885г. была построена железная дорога Брянск — Злынка - Гомель". Принципи­ально не важно, когда была сдана эта дорога в эксплуатацию, важно то, что она дала новый толчок в промышленном развитии Злынки, сделала более удобной доставку необходимого сырья и отправку гото­вой продукции, изготовленной в посаде.

Несколько позднее от станции Злынка все же был проложен же­лезнодорожный тупик до самого города, что значительно улучшило транспортную проблему Злынки. В годы Великой Отечественной вой­ны эта ветка была полностью разрушена и вновь восстановлена лишь в 70-е годы. К этому же времени относится и строительство современ­ной шоссейной дороги Брянск Кобрин, прошедшей через Белые Гор­ки вблизи Злынки и в какой-то мере исправившей преднамеренное отклонение от Злынки железной дороги, сделанное путейским инже­нером-взяточником.