Главное меню

Главная охраны труда

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ AKTOB, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПPABA

Охрана труда - Главная охраны труда

Скачать: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ AKTOB, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПPABA

 

Утверждаю

Глава администрации

Злынковского района

________А.П.Грищенко

от 05 февраля 2021 года № 21

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ AKTOB, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПPABA

 

І. Общие положения

1. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единообразного осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – трудовое законодательство), в Брянской области, в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), Закона Брянской области                   от 30 декабря 2019 года № 129-З «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее – Закон) и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Методические рекомендации определяют цели, основные направления и порядок осуществления проверок соблюдения трудового законодательства (далее – проверка) администрацией Злынковского района (далее – органа ведомственного контроля) в подведомственных им организациях.

3. Проверки в подведомственных организациях проводятся с целью:

выявления нарушений трудового законодательства;

предупреждения нарушений прав и законных интересов работников подведомственных организаций;

принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников подведомственных организаций и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за нарушения трудового законодательства;

контроля за организацией профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также работы по улучшению условий труда.

4. Предметом проверок является соблюдение подведомственной организацией в процессе своей деятельности требований трудового законодательства, устранение выявленных в ходе проверок нарушений и проведение мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и защите трудовых прав граждан.

 

II. Общие требования к проведению проверок

 

5. Ведомственный контроль осуществляется органом ведомственного контроля посредством проведения плановых и внеплановых проверок на основании распоряжения главы администрации Злынковского района (Приложение 1).

В распоряжении указываются:

наименование органа ведомственного контроля;

фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки специалистов;

наименование подведомственной организации, в отношении которой проводится проверка;

цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

правовые основания проведения проверки;

даты начала и окончания проведения проверки.

6. Плановые проверки проводятся должностными лицами органа ведомственного контроля, уполномоченными на проведение проверок (далее – уполномоченное должностное лицо) не чаще чем один раз в три года в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, утверждаемым руководителем органа ведомственного контроля.

7. Ежегодный план проведения проверок размещается на официальном сайте органа ведомственного контроля в сети «Интернет» до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.

В плане проведения проверок указываются:

наименование и место нахождения подведомственных организаций, деятельность которых подлежит проверке;

наименование органа ведомственного контроля, планирующего проведение проверок;

сроки, цели и основания проведения проверок.

8. О проведении плановой проверки орган ведомственного контроля уведомляет подведомственную организацию не позднее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии соответствующего распоряжения (приказа) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим убедиться в ее получении подведомственной организацией.

9. При проведении проверки уполномоченное должностное лицо:

вправе посещать объекты (территории и помещения) подведомственных организаций, получать от должностных лиц подведомственных организаций документы, справки, сведения, объяснения и иную информацию, необходимую для проведения проверки;

не вправе требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, превышать срок проведения проверки, установленный Законом, распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

10. Органы ведомственного контроля могут привлекать к проведению мероприятий по контролю специалистов, в том числе представителей профессиональных союзов (их объединений) и других организаций.

11. Основными направлениями ведомственного контроля при проведении плановой проверки является рассмотрение следующих вопросов:

социальное партнерство в сфере труда;

трудовой договор;

рабочее время, время отдыха;

оплата и нормирование труда;

соблюдение гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам;

трудовой распорядок и дисциплина труда;

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;

охрана труда;

проведение аттестации работников;

материальная ответственность сторон трудового договора;

особенности регулирования труда отдельных категорий работников;

рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

12. Примерный перечень локальных нормативных правовых актов, документов, запрашиваемых при проведении проверки в подведомственных организациях, определен в настоящих методических рекомендациях (Приложение 2).

Указанный перечень не является исчерпывающим и корректируется в зависимости от отраслевой принадлежности подведомственной организации.

13. Перечень правовых и локальных нормативных актов, документов, запрашиваемых при проведении проверок в подведомственных организациях, устанавливается органом ведомственного контроля.

 

III. Особенности проведения внеплановых проверок

 

14. Внеплановые проверки проводятся уполномоченными должностными лицами органа ведомственного контроля в случае:

истечения срока исполнения подведомственной организацией ранее выданного акта об устранении выявленного нарушения;

поступления обращений, заявлений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушениях трудового законодательства в подведомственных организациях.

Обращения, не позволяющие установить их автора, не могут служить основанием для проведения внеплановых проверок, за исключением обращений, содержащих информацию о нарушении подведомственной организацией трудовых прав граждан.

15. Решение о проведении внеплановой проверки орган ведомственного контроля принимает в течение 5 рабочих дней со дня наступления событий, перечисленных в пункте 14 настоящих методических рекомендаций.

 

IV. Оформление результатов проверок

 

16. По результатам проведения проверки уполномоченным должностным лицом составляется акт проверки (Приложение 3).

В акте проверки указываются:

дата и место составления акта проверки;

наименование органа ведомственного контроля;

дата и номер приказа, на основании которого проведена проверка;

фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводивших проверку;

наименование проверяемой подведомственной организации, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя или иного уполномоченного представителя подведомственной организации, присутствовавшего при проверке;

выявленные нарушения трудового законодательства, со ссылкой на нормы трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, которыми руководствовались должностные лица при составлении акта проверки;

срок устранения нарушений;

сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или иного уполномоченного представителя подведомственной организации, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от подписи;

подписи должностных лиц, проводящих проверку.

17. К акту проверки прилагаются заключения проведенных специальных исследований, экспертиз, объяснения руководителя и работников подведомственной организации и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

18. Акт проверки оформляется после ее завершения в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю подведомственной организации или уполномоченному им должностному лицу.

19. В случае отсутствия руководителя подведомственной организации или уполномоченного им должностного лица, а также отказа в получении акта, данный акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

 

V. Устранение выявленных в ходе проверок нарушений

 

20. Руководитель подведомственной организации обязан устранить нарушения, выявленные при проверке, в срок, указанный в акте проверки, и представить в орган ведомственного контроля отчет об устранении нарушений. К отчету прилагаются копии документов и материалов, подтверждающие устранение нарушений.

21. В случае невозможности по не зависящим от руководителя подведомственной организации причинам устранить выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства в срок, установленный в акте проверки, руководитель подведомственной организации обращается в орган ведомственного контроля с письменным ходатайством о продлении указанного срока.

22. Руководитель органа ведомственного контроля (глава администрации Злынковского района) имеет право продлить срок устранения выявленных нарушений трудового законодательства путем издания распоряжения, но не более чем на двадцать рабочих дней. Распоряжение о продлении срока устранения выявленных нарушений трудового законодательства приобщается к акту проверки.

23. В случае если нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены в установленный срок, орган ведомственного контроля в течение десяти рабочих дней направляет информацию о выявленных нарушениях в орган, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 

VI. Учет мероприятий по контролю

 

24. Орган ведомственного контроля ведет учет проводимых проверок в отношении подведомственных организаций.

25. Учет проверок рекомендуется осуществлять путем ведения журнала учета проверок (Приложение 4), который должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью органа ведомственного контроля.

26. Орган ведомственного контроля ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области информацию о проведении мероприятий в рамках ведомственного контроля с указанием количества проведенных проверок, наименований подведомственных организаций, допущенных нарушений, а также о мерах, принятых в отношении виновных лиц подведомственных организаций, сведениях об устранении либо неустранении выявленных нарушений (Приложение 5).

 

VII. Особенности проверки отдельных вопросов

 

27. Социальное партнерство в сфере труда.

При проверке данного вопроса следует изучить коллективный договор подведомственной организации, обратив внимание на:

стороны социального партнерства, которые заключили коллективный договор, полномочность представителей сторон (ст. 29,33 ТК РФ);

содержание коллективного договора и срок его действия (ст.43 ТК РФ);

соответствие содержания и структуры коллективного договора с положениями ст. 41 ТК РФ, а также включение положений, содержащихся в региональных и отраслевых соглашениях, иных законов и нормативных правовых актов;

сроки регистрации коллективного договора в соответствующем органе по труду (ст.50 ТК РФ);

осуществление контроля за выполнением коллективного договора (периодичность, наличие протоколов (актов) проверок (ст. 51 ТК РФ);

наличие условий коллективного договора, противоречащих законодательству или снижающих уровень гарантий прав работников по сравнению с ТК РФ, другими законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями. При наличии таковых отразить это в акте, оформленном по результатам проверки;

соблюдение работодателем установленного порядка учета мнения соответствующего выборного профсоюзного органа (согласование с ним) при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (положений, графиков сменности, графиков отпусков, в случаях привлечения к сверхурочным работам и др.), при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором (ст. 8, 372 ТК РФ);

выполнение работодателем обязанности по ознакомлению поступающих в организацию работников с коллективным договором, иными локальными нормативными актами, а также их доступность для ознакомления работников.

28. Трудовой договор.

При проверке трудовых договоров следует обратить внимание на:

содержание трудового договора и срок, на который он заключен;

выявление работников, с которыми трудовой договор не заключен и не оформлен в течение трех дней в письменной форме при фактическом допущении к работе (ст. 67 ТК РФ);

соблюдение оснований для заключения срочного трудового договора (ст.59 ТК РФ);

оформление совместительства, установление совмещения профессий, возложение исполнения обязанностей, расширение зон обслуживания и увеличение объема работ;

наличие и содержание документов, определяющих трудовые обязанности работников в соответствии с занимаемой должностью и выполняемой работой, ознакомление с ними работников;

соблюдение правил ведения, хранения и заполнения трудовых книжек;

наличие приказа о назначении лица, ответственного за своевременное и правильное ведение, заполнение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек;

издание приказов по личному составу и их регистрацию, ведение  личной карточки формы Т-2 в соответствии с унифицированными формами, утвержденными Росстатом;

обязательное проведение медицинских осмотров;

установление испытания при приеме на работу и его результаты, порядок прохождения испытательного срока;

изменение трудового договора, в том числе на:

соблюдение порядка осуществления постоянных и временных переводов, перемещений и их оформления;

своевременность и порядок внесения изменений в трудовой договор;

регулирование трудовых отношений с работниками при смене собственника имущества организации, изменении ее подведомственности или реорганизации;

основания и соблюдение порядка отстранения работника от работы;

порядок и оформление прекращения трудового договора, в том числе на правильность применения норм Трудового кодекса РФ при определении оснований прекращения трудовых договоров и обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации;

проведение в организации в проверяемом периоде или планирование в перспективе сокращения численности или штата работников, а также соответствие проводимой работы по сокращению численности или штата работников требованиям ТК РФ и иным нормативным правовым актам;

наличие в отчетном периоде исков к подведомственной организации от уволенных работников о восстановлении на работе, а также случаи незаконных увольнений;

защиту персональных данных работников.

29. Рабочее время.

При рассмотрении вопросов, касающихся рабочего времени, следует обратить внимание на:

наличие в подведомственной организации Правил внутреннего трудового распорядка и их содержание;

соблюдение нормальной продолжительности рабочего времени;

ведение табеля учета рабочего времени;

соблюдение сокращенной продолжительности рабочего времени отдельных категорий работников;

соблюдение продолжительности ежедневной работы (смены), работы накануне праздничных и выходных дней, в ночное время;

соблюдение ограничений по привлечению к работе в ночное время отдельных категорий работников;

порядок и основания привлечения работников к сверхурочной работе;

установление режима рабочего времени, в том числе ненормированного рабочего дня, работы в режиме гибкого рабочего времени, сменной работы и суммированного учета рабочего времени;

наличие при сменной работе графика сменности, соблюдение порядка его утверждения и введения в действие;

установленную продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал, но не более года) при суммированном учете рабочего времени.

30. Время отдыха.

При рассмотрении вопросов, касающихся времени отдыха, следует обратить внимание на:

установление перерывов для отдыха и питания;

случаи привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни, основания и порядок;

предоставление ежегодного основного и дополнительных (за ненормированный рабочий день, за особый характер работы, за вредные условия труда и др.) оплачиваемых отпусков;

наличие графика отпусков на текущий календарный год, утвержденный в установленные сроки с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, форма графика;

своевременность издания приказов о предоставлении отпуска работнику, их соответствие утвержденному графику отпусков и унифицированным формам, ознакомление с ними работников;

соблюдение правил продления или перенесения ежегодного отпуска, основания;

разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части и отзыв из отпуска;

соблюдение правил замены ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией, а также реализацию права на отпуск при увольнении работника.

31. Оплата и нормирование труда.

При рассмотрении вопросов, касающихся вопросов оплаты труда, следует обратить внимание на:

соблюдение государственных гарантий по оплате труда, в том числе выплаты заработной платы не ниже минимальной заработной платы, установленной региональным соглашением о минимальной заработной плате на территории Брянской области на соответствующий год;

наличие в организации документов по оплате труда, их законность и реальное выполнение: коллективного договора (содержание раздела об оплате труда, его приложения, касающиеся соответствующих вопросов); локальных нормативных актов (приказы, распоряжения, положения и др.) по системе оплаты труда;

соответствие законодательству установленных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам, включая руководителей, специалистов и служащих, рабочих, временных работников, совместителей, их закрепление в трудовом договоре с работником;

правомерность индексации заработной платы соблюдение при этом прав работников;

оплату дополнительных выходных дней, отпусков и др.;

законность удержаний из заработной платы и их размер, в том числе в рамках материальной ответственности (убедиться в законности оформления материально ответственных лиц и правомерности возмещения ущерба организации), штрафов, налогов и сборов, по решению суда и других органов, применяющих денежные взыскания;

правомерность применения денежных поощрений за успехи в работе и недопустимость денежного воздействия работодателя на работника помимо законных форм дисциплинарной и материальной ответственности;

соответствие системы оплаты труда областному законодательству, регулирующему вопросы выплаты компенсационных и стимулирующих выплат, установленных в учреждении по сфере деятельности;

соблюдение сроков расчета при увольнении;

осуществление доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы (по соглашению сторон с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы);

повышенный размер оплаты труда на тяжелых работах и на работах с вредными, опасными или иными особыми условиями труда;

соблюдение требований законодательства по организации работ и их оплате в повышенном размере (при сверхурочных работах, работах в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, при разделении рабочей смены на части в здравоохранении, социальном обслуживании, образовании, дорожно-эксплуатационных и дорожных организациях и др.);

увеличение тарифной ставки, оклада (должностного оклада) и ставки заработной платы в сельской местности и другие дополнительные гарантии, установленные в учреждении по сфере деятельности;

исполнение в оплате труда норм о государственных гарантиях и компенсациях: при переводе на другую работу; совмещении работы с обучением, повышением квалификации; прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя; при наступлении временной нетрудоспособности; несчастном случае на производстве и профзаболевании; направлении на медицинское обследование; избранных на выборные должности в другие организации, направленных в служебные командировки, доноров и др.;

своевременность начисления и выплаты работникам зарплаты в установленные в организации дни (не реже чем каждые полмесяца), исполнение сроков выплат отпускных и расчетов при увольнении, выдача ежемесячно работникам «расчетных листков»;

порядок осуществления выплат социального характера;

Изучается вопрос имеющейся задолженности по оплате труда за весь период (квартал, год):

устанавливается сумма задолженности по заработной плате;

запрашиваются объяснения руководителя и главного бухгалтера по возникающим вопросам (причинам образования задолженности и несвоевременных выплат);

анализируется деятельность руководства организации по ликвидации задолженности.

32. Соблюдение гарантий и компенсаций.

При рассмотрении вопросов, касающихся соблюдения гарантий и компенсаций, следует обратить внимание на:

соблюдение гарантий при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность, в том числе на порядок их оформления, возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, их размеры;

соблюдение гарантий и компенсаций работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей;

соблюдение гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением, в том числе на: своевременное предоставление дополнительных (учебных) отпусков с сохранением среднего заработка, их учет, основания предоставления;  наличие в коллективном или трудовом договоре положений, касающихся предоставления указанных гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации;

соблюдение гарантий и компенсаций работникам, связанных с расторжением трудового договора, в том числе на:  выплату выходных пособий при увольнении работников, их размер; соблюдение преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников; соблюдение дополнительных гарантий и компенсаций работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников;

соблюдение гарантий при: переводе работника на нижеоплачиваемую работу; временной нетрудоспособности работника; несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании; направлении работника на медицинский осмотр; сдаче работником крови и ее компонентов; направлении работников для повышения квалификации и др.

33. Трудовой распорядок и дисциплина труда.

При рассмотрении вопросов, касающихся трудового распорядка и дисциплины труда, следует обратить внимание на:

установление трудового распорядка в подведомственной организации;

установление правомерности наложенного дисциплинарного взыскания совершенному проступку;

соблюдение порядка применения дисциплинарных взысканий и их снятия.

34. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.

При рассмотрении вопросов, касающихся профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, следует обратить внимание на:

соблюдение прав и исполнение обязанностей работодателем по подготовке и переподготовке кадров;

наличие программы, плана, мероприятий по развитию персонала (планирование обучения с учетом финансовых возможностей организации, периодичность обучения работников);

наличие раздела по развитию персонала в коллективном договоре.

35. Охрана труда.

При рассмотрении вопросов, касающихся вопросов охраны труда, следует обратить внимание на:

положение о службе охраны труда (должностная инструкция специалиста по охране труда), возложение обязанностей по охране труда на одного из сотрудников организации;

наличие кабинета охраны труда или уголка по охране труда, его оснащенность, наглядные пособия, плакаты и др.;

наличие журнала вводного инструктажа по охране труда, программы проведения вводного инструктажа, утверждённой руководителем;

наличие журналов регистрации инструктажа на рабочем месте, (первичный, повторный, внеплановый);

наличие программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте с учетом перечня профессий работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа (лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов);

наличие перечня действующих инструкций по охране труда, контрольные экземпляры инструкций по охране труда по рабочим профессиям;

наличие перечня профессий и работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда и которым установлено обязательное обучение и проверка знаний по охране труда;

наличие приказа о создании комиссии по проверке знаний по охране труда, а также программ обучения, утверждённых руководителем организации, протоколов заседаний комиссии по проверке знаний по охране труда;

наличие поименных списков работников, подлежащих медицинским осмотрам (обследованиям), а также прошедших медосмотры (предыдущие периоды);

наличие журнала регистрации несчастных случаев на производстве;

наличие документов о проведении специальной оценки условий труда и декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и специальной одеждой.

36. Материальная ответственность сторон трудового договора.

При рассмотрении вопросов, касающихся материальной ответственности сторон трудового договора, следует обратить внимание на случаи возникновения материальной ответственности работника, в том числе на:

порядок установления материальной ответственности работника, оформление, заключение письменных договоров о полной материальной ответственности;

соблюдение пределов материальной ответственности работников;

соблюдение порядка взыскания ущерба и др.

37. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

При рассмотрении вопросов, касающихся регулирования труда отдельных категорий работников, следует обратить внимание на соблюдение особенностей регулирования труда:

женщин и лиц с семейными обязанностями;

работников в возрасте до восемнадцати лет;

лиц, работающих по совместительству;

работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев;

работников, занятых на сезонных работах;

других категорий работников, выделяемых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

38. Рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

При рассмотрении вопросов, касающихся рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также самозащиты работниками трудовых прав, следует обратить внимание на:

создание в подведомственной организации комиссии по трудовым спорам, примирительной комиссии, правомерность их создания и функционирования, документирование деятельности;

вопросы, рассмотренные комиссией по трудовым спорам за отчетный период;

исполнение решений комиссии по трудовым спорам;

случаи обжалования решений комиссии;

случаи рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

39. Проведение аттестации работников.

При рассмотрении вопросов, касающихся проведения аттестации работников, следует обратить внимание на:

наличие аттестационной комиссии в подведомственной организации, включение в ее состав представителя первичной профсоюзной организации;

издание приказов о проведении аттестации, о графике аттестации, ознакомление с соответствующими приказами работников, подлежащих аттестации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

к Методическим рекомендациям по

осуществлению ведомственного контроля

за соблюдением трудового

законодательства и иных нормативных

правовых актов, содержащих

нормы трудового права

 

 

 

 

___________________________________________________________________________

(наименование органа ведомственного контроля)

 

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

органа ведомственного контроля о проведении

(плановой/внеплановой) проверки

 

от "__" ______________ г.  № _____

 

1. Провести проверку в отношении _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

(наименование подведомственной организации)

2. Место нахождения: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

(подведомственной организации)

 

3. Назначить лицом(ми), уполномоченным(ми) на проведение проверки: _____________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество,  должность должностного    лица (должностных лиц), уполномоченного(ых) на проведение проверки)

 

4. Привлечь к проведению  проверки  в качестве экспертов представителей экспертных организаций: ____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должности, название экспертной организации)

5. Установить, что:

1) настоящая проверка проводится с целью: ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

При  установлении целей проводимой проверки указывается следующая информация:

а) в случае проведения плановой проверки ссылка на утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок;

б) в случае проведения внеплановой проверки:

реквизиты ранее выданного проверяемому лицу предписания об устранении выявленного нарушения, срок для исполнения которого истек;

реквизиты жалобы (обращения), поступившей в орган исполнительной власти Брянской области или орган местного самоуправления;

2) задачами настоящей проверки являются: _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

6. Предметом настоящей проверки является:

___________________________________________________________________________________________

7. Срок проведения проверки: ___________________________________________________________________

 

К проведению проверки приступить:  с "__" ____________ 20__ г.

 

Проверку окончить не позднее:     "__" ____________ 20__ г.

 

 

8. Правовые основания проведения проверки: ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

(ссылка на положение нормативного правового акта, в соответствии

с которым осуществляется проверка; ссылка на положения (нормативных)

правовых актов, устанавливающих требования, которые являются

предметом проверки)

 

9. Перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки: ____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

 

 

__________________________________________________

__________________________________________________

(должность, фамилия, инициалы руководителя

органа исполнительной власти Брянской области

или органа местного самоуправления, издавшего

распоряжение или приказ о проведении проверки)

 

_______________________________

(подпись, заверенная печатью)

 

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество и должность должностного лица,

непосредственно подготовившего проект распоряжения (приказа),

контактный телефон)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

к Методическим рекомендациям по

осуществлению ведомственного контроля

за соблюдением трудового

законодательства и иных нормативных

правовых актов, содержащих

нормы трудового права

 

Рекомендуемый перечень

правовых и локальных нормативных актов, документов, запрашиваемых при проведении ведомственного контроля

 

1. В сфере труда и социальных гарантий:

коллективный договор;

правила внутреннего трудового распорядка;

локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, устанавливающие обязательные требования либо касающиеся трудовой функции работников, в том числе положения об оплате труда, премировании, выплатах социального характера;

штатное расписание;

график отпусков;

трудовые договоры, журнал регистрации трудовых договоров и изменений к ним;

трудовые книжки, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;

личные дела руководителей и специалистов, личные карточки работников (формы         Т-2), документы, определяющие трудовые обязанности работников;

приказы по личному составу (о приеме, увольнении, переводе и т.д.);

приказы об отпусках, командировках;

приказы по основной деятельности;

журналы регистрации приказов;

табель учета рабочего времени;

платежные документы;

ведомости на выдачу заработной платы;

расчетные листки;

список несовершеннолетних работников, работников-инвалидов, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

медицинские справки;

договоры о материальной ответственности;

положение об аттестации, приказ о создании аттестационной комиссии, отзывы, аттестационные листы;

иные локальные нормативные акты и документы, необходимые для проведения проверки.

2. В сфере охраны труда:

приказ о введении должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области;

приказ (распоряжение, положение) о распределении обязанностей по обеспечению охраны труда между должностными лицами;

мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;

перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности;

перечень бесплатно выдаваемой специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты работников;

перечень рабочих мест, для которых необходима выдача смывающихся и (или) обезвреживающих средств;

список работников, для которых необходима выдача смывающихся и (или) обезвреживающих средств;

личные карточки выдачи смывающихся и (или) обезвреживающих средств;

программа вводного            инструктажа (перечень основных вопросов водного инструктажа);

программа инструктажа на рабочем месте (перечень основных вопросов инструктажа на рабочем месте);

перечень должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте;

журналы регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте;

приказ о назначении комиссии по проверке знаний требований охраны труда;

протоколы проверки знаний требований охраны труда;

программа обучения работников по вопросам охраны труда;

перечень инструкций по профессиям и на отдельные виды работ;

инструкции по охране труда, утвержденные работодателем и согласованные с профсоюзным или иным органом, уполномоченным работниками;

журнал учета инструкций по охране труда для работников;

журнал выдачи инструкций по охране труда для работников;

гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей услуги в этой сфере деятельности;

приказ о проведении специальной оценки условий труда;

график проведения специальной оценки условий труда;

перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда;

отчет о проведении специальной оценки условий труда;

приказ об организации проведения медицинских осмотров;

гражданско-правовой договор с медицинской организацией об оказании услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

перечень контингента, подлежащего прохождению обязательных предварительных  и периодических медицинских осмотров;

поименный список лиц, подлежащих прохождению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

календарный план проведения периодического медосмотра;

заключения по результатам проведенных медосмотров;

приказ об организации проведения предрейсовых, предсменных, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров;

перечень профессий и должностей, занятых на работах с вредными, опасными условиями труда, на получение дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня;

материалы расследования несчастных случаев на производстве;

журнал регистрации несчастных случаев на производстве за три предшествующих года;

наличие предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля;

приказ об устранении выявленных нарушений согласно предписаниям должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля;

приказ о назначении ответственных лиц за приобретение, хранение и пополнение аптечек;

документы, подтверждающие закупку молока или других равноценных пищевых продуктов.

Приложение № 3

к Методическим рекомендациям по

осуществлению ведомственного контроля

за соблюдением трудового

законодательства и иных нормативных

правовых актов, содержащих

нормы трудового права

 

 

 

(наименование органа ведомственного контроля)

 

АКТ ПРОВЕРКИ
соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

№ _____

 

«

___

»

__________

20

__

г.

(место составления акта)

 

 

 










 

На основании: _______________________________________________________

 

(вид документа с указанием реквизитов (номер, дата))

 

была проведена ________________________ проверка в отношении:

(плановая/внеплановая)

 

 

 

(наименование проверяемой подведомственной  организации)

 

Дата проведения проверки: ____________________________________________

 

Лицо(а), проводившее(ие)проверку:_____________________________________

____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность должностного лица (должностных лиц), проводившего(их) проверку; в случае привлечения к участию в проверке экспертов, экспертных организаций указываются фамилии, имена, отчества, должности экспертов и/или наименования экспертных организаций)

 

При проведении проверки присутствовали:

 

 

 

(фамилия, имя, отчество, должность руководителя подведомственной организации, иных должностных лиц)

Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также сведения о сроке, установленном для устранения выявленных нарушений:

 

№ п/п

НАРУШЕНИЕ

Ссылка на нормативный документ

Срок устранения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписи лиц, проводивших проверку:_________________________________

_________________________________

 

С актом проверки ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями получил(а):

 

 

(фамилия, имя, отчество, должность руководителя подведомственной организации)

 

 

20

 

г.

 

(подпись)

 

Пометка об отказе ознакомления с актом проверки: ________________________

(подпись уполномоченного

должностного лица(лиц),

проводившего(их) проверку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение № 4

к Методическим рекомендациям по

осуществлению ведомственного контроля

за соблюдением трудового

законодательства и иных нормативных

правовых актов, содержащих

нормы трудового права

 

ЖУРНАЛ

учета проводимых проверок по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении подведомственных организаций

___________________________________________________________________________

(наименование органа ведомственного контроля)

 

 

№ п/п

Наименование подведомственной организации

Вид проверки (плановая/

внеплановая)

Сроки проведения проверки

Правовые основания для проведения проверки (План, распоряжение (приказ), обращение)

Сроки проведения предыдущей проверки, ее вид, дата составления акта**

Дата составления и номер акта***

Уполномоченное(ые)

должностное (ые) лицо(а)

Подписи уполномо ченного(ых) должностного(ых) лица (лиц)

Подпись лица, ответствен-ного за проведение проверки

В соответствии с Планом*

Фактически

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<*> Заполняется при проведении плановых проверок.

<**> В случае проведения внеплановой проверки необходимо указать сроки проведения предыдущей плановой проверки.

<***> Акты являются приложением к данному журналу и хранятся вместе с ним.


Приложение № 5

к Методическим рекомендациям по

осуществлению ведомственного контроля

за соблюдением трудового

законодательства и иных нормативных

правовых актов, содержащих

нормы трудового права

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

о проведении проверок соблюдения трудового законодательства

и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы

трудового права

 

__________________________________________________

(наименование органа, осуществляющего ведомственный контроль)

 

за 20____г. <*>

 

№ п/п

Наименование показателей

Значение показателя

1. Общие сведения

1.1

Общее количество подведомственных организаций, всего

 

1.2

Общая численность занятых работников (чел.)

 

2. Сведения о проверках

2.1

Запланировано проверок, всего

 

2.2

Проведено проверок, всего

 

2.3

Из общего количества проверок проведено:

 

плановых

 

внеплановых

 

2.4

Наименование проверенных подведомственных организаций:

1)

2)

Указывается вид проверки (плановая/

внеплановая)

2.5

Нарушения трудового законодательства выявлены в организациях по видам экономической деятельности:

 

 

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

 

рыболовство и рыбоводство

 

добыча полезных ископаемых

 

строительство

 

транспорт и связь

 

 

финансовая деятельность

 

образование

 

здравоохранение и предоставление социальных услуг

 

операции с недвижимым имуществом, аренда  и предоставление услуг

 

№ п/п

Наименование показателей

Значение показателя

 

государственное управление и обеспечение военной безопасности

 

культура и искусство

 

другие виды экономической деятельности

 

2.6

Из общего количества нарушений выявлено по вопросам:

 

 

кадрового делопроизводства

 

коллективных договоров и соглашений

 

трудового договора

 

рабочего времени и времени отдыха

 

оплаты и нормирования труда

 

гарантий и компенсаций

 

дисциплины труда и трудового распорядка

 

материальной ответственности сторон трудового договора

 

регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями

 

регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет

 

особенностей регулирования труда отдельных категорий работников

 

порядка рассмотрения трудовых споров

 

организации работ по охране труда

 

проведения медицинских осмотров работников

 

обучения и инструктирования работников по охране труда

 

обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты

 

проведения специальной оценки условий труда

 

расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве

 

другим вопросам

 

2.7

Количество выявленных в ходе всех видов проверок нарушений трудового законодательства,

всего

 

3. Сведения о мерах, принятых по результатам проверок

3.1

Количество актов проверок о принятии мер по устранению выявленных нарушений, всего

 

3.2

Из общего количества выявленных нарушений трудового законодательства:

 

количество нарушений, устраненных в установленные сроки

 

№ п/п

Наименование показателей

Значение показателя

 

количество нарушений, не устраненных в установленные сроки

 

количество нарушений, срок устранения которых не закончился

 

3.3

Привлечено по результатам проверок к ответственности должностных лиц подведомственных организаций, с указанием вида ответственности,

всего (чел.)

 

 

<*> Информация представляется ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, в управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области.

К информации о проведении проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, необходимо прикладывать пояснительную записку, которая должна содержать:

- общую характеристику ситуации по соблюдению требований трудового законодательства в подведомственных организациях, в том числе информацию о наиболее характерных нарушениях, выявленных при проведении проверок, с указанием подведомственных организаций;

- примеры обращений граждан и результатов проверок по ним;

- анализ причин возникновения нарушений трудового законодательства;

- сведения о мерах, принимаемых по результатам проверок, в том числе о привлечении к ответственности должностных лиц с указанием организации, должности и вида взыскания; - выводы и предложения по результатам проведенных проверок.

 

 

Руководитель

органа, осуществляющего

ведомственный контроль (подпись)

 

Фамилия исполнителя,

номер телефона

 

 

Всемирный день охраны труда 2021

Охрана труда - Главная охраны труда

Всемирный день охраны труда 2021

 

Всемирный день охраны труда ежегодно отмечается 28 апреля. Ежегодно праздник посвящается различным темам, связанным с охраной труда. Девизы и лозунги праздника каждый год меняются, все они связаны с обеспечением и сохранением безопасности людей на производстве (создание безопасных рабочих мест, уменьшение количества случаев травмирования, повышение безопасности при работе с вредными веществами и т.д.).

В 2020 году тема Всемирного дня охраны труда была «Насилие и притеснение в сфере труда» Ежегодные мероприятия, приуроченные к Всемирному дню охраны труда на рабочих местах, является неотъемлемой частью глобальной стратегии по безопасности и гигиене труда.

Всемирный день охраны труда также является ключевым элементом программы МОТ по безопасности и гигиене труда и окружающей среды, безопасному труду

«Предвидеть, подготовиться и реагировать на кризис — ИНВЕСТИРУЙТЕ СЕЙЧАС В НАДЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА» — тема Всемирного дня охраны труда 28 апреля 2021 года (оригинал — Anticipate, prepare and respond to the crisis — INVEST IN RESILIENT OSH SYSTEMS).

Пандемия COVID-19 привела к тому, что правительства, работодатели, профсоюзы, работники и население в целом столкнулись с беспрецедентными проблемами в связи с вирусом COVID-19 и многочисленными последствиями, которые сказались на рынке труда.  Всемирный день охраны труда посвящен стратегиям укрепления национальных систем охраны и безопасности труда (ОБТ) в целях повышения их устойчивости перед лицом как нынешнего, так и будущих кризисов, учитывая уроки прошлого и опыт, накопленный в сфере труда.

Пандемия COVID-19 привела к возникновению глобального кризиса в начале 2020 года и затронула почти все аспекты сферы труда, начиная с риска передачи вируса на рабочих местах и заканчивая рисками в области безопасности и гигиены труда, возникшими в результате мер по смягчению последствий распространения вируса.

Переход к новым формам организации труда, массовый переход на дистанционную работу, например, открыло для работников много возможностей, но также создало потенциальные риски в области охраны труда, включая психосоциальные риски и, в частности риски  насилия. Всемирный день охраны труда 2021 посвящен оптимизации элементов системы ОБТ, как это предусмотрено Конвенций 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187). В докладе ко Всемирному дню охраны труда рассматривается, как нынешний кризис высветил важность укреплять системы ОБТ, в том числе медицинские службы, одновременно на национальном уровне и на уровне предприятий. МОТ использует Всемирный день охраны труда для того, чтобы привлечь внимание к этой теме и стимулировать диалог о значении создания адекватных систем ОБТ и инвестиций в них, привлекая для этого опыт противодействия и предотвращения распространения COVID-19 на производстве, накопленный в различных странах и регионах.

Всемирный день охраны труда: формы проведения в организации:

обследование структурных подразделений (отделов, участков, складов и др.) в целях проверки фактического состояния условий и охраны труда с составлением акта;

• издание итогового документа (приказа, распоряжения) по результатам проведенного обследования структурных подразделений с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и источника их финансирования;

• собрания в трудовых коллективах, на которых рассматриваются вопросы о состоянии условий и охраны труда, выполнении разделов коллективного договора, соблюдении работниками требований законов и нормативных правовых актов по охране труда и др.;

• пересмотр инструкций по охране труда;

• проведение конкурсов по охране труда среди структурных подразделений, работников на лучшее рабочее место, участок, цех, знание правил по охране труда, производственных и технологических инструкций и т.д.;

• проведение заседания комиссии по охране труда;

• проведение профилактических бесед с работниками по вопросам электробезопасности, оказания первой помощи пострадавшим на производстве;

• проведение анкетирования среди работников по вопросам охраны труда;

• проведение инструктажей по охране труда, занятий с работниками по основам организации и ведения мероприятий охраны труда;

• совещание с руководящим составом организации, посвященное Дню охраны труда;

• проведение лекций, семинаров, различных мероприятий по культуре производства, проверки знаний ответственных в подразделениях по вопросам охраны труда, пожарной безопасности, а также проверки по структурным подразделениям по вопросам ведения документации, инструктажей, оформлению стендов и уголков по охране труда.



 

 

Новое в трудовом законодательстве в 2020 году

Охрана труда - Главная охраны труда

Новое в трудовом законодательстве

на федеральном и региональном уровнях в 2020 году

и ожидаемые изменения в 2021 году

В 2020 году на федеральном уровне вступил в силу ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в сфере трудовых отношений, в том числе   охраны труда.

Основные изменения в федеральный закон «О специальной оценке условий труда» содержат закрепление обязанности за аккредитованными организациями, проводящими спецоценку, по загрузке в ФГИС СОУТ сведений о предстоящем проведении спецоценки. Это осуществляется в течение 5 рабочих дней после заключения договора с работодателем, далее в   течение трех рабочих дней в письменном виде работодателю передается соответствующий идентификационный номер проекта будущего Отчета.

Спецоценка с 1 января 2020 года считается завершенной и действительной только после выгрузки всех данных в ФГИС СОУТ,   а не после утверждения Отчета по результатам СОУТ, как было ранее.

Кроме того, в конце 2020 года приняты изменения в  федеральный закон  о спецоценке, вступившие в силу с 1 января 2021 года,  в отношении бессрочного действия декларации на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда при сохранении условий труда на конкретном рабочем месте.

По рассмотренному изменению поступил вопрос от участника совещания:

На момент принятия изменений в Закон со дня проведения СОУТ прошло 6 лет (проведена в 2015 году), ситуации, указанные в п. 5 ст. 11 данного ФЗ, не наступили. Станет ли бессрочной декларация, действующая на момент принятия изменений в Закон, или необходимо проводить новую спец. оценку?

Вышеуказанные изменения в ФЗ № 426, вступившие с 1 января, распространяются на действующие в настоящее время декларации соответствия условий труда.

В Вашем случае, срок действия декларации, поданной в 2015 году, ранее был продлен автоматически до 2025 года, следовательно, на момент вступления в силу закона декларация была действующей и стала бессрочной при сохранении прежних условий труда на рабочих местах.

Вступили в силу изменения в приказ Минздравсоцразвития России № 302н о проведении медосмотров для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, а именно:

допускается учет результатов ранее проведенных, но не позднее 1 года, предварительного или периодического медосмотров, диспансеризации и иных медосмотров, за исключением результатов осмотров работников, имеющих медицинские показания в связи с заболеваниями;

медицинские учреждения, проводящие медосмотры, для уточнения диагноза имеют право запрашивать информацию о состоянии здоровья работников в медучреждениях по месту его жительства или прикрепления;

уточнен перечень документов, которые необходимо представить для прохождения предварительного медосмотра;

особое внимание работодателей следует обратить на то, что для работников, занятых на работах во вредных и опасных условиях труда, первый периодический медосмотр в центре профпатологии должен проводиться при стаже работы 5 лет,  последующие периодические медосмотры  проводятся также один раз в 5 лет;

работники, имеющие стойкие последствия несчастных случаев на производстве, должны пройти один раз в 5 лет периодические медосмотры в центре профпатологии;

при наличии заключения о предварительном диагнозе профзаболевания, работников необходимо направлять в центры профпатологии в течение 1 месяца с момента подозрения на связь заболевания с профессией.

Следующее изменение в приказ 302н, вступившее в силу с 24 мая 2020 года, определило, что работа за компьютером более 50% рабочего времени не является основанием для обязательных медосмотров.

Согласно изменениям обязательные медосмотры должны проводиться в случае  превышения предельно допустимого уровня воздействия на работников электромагнитного поля широкополосного спектра.

Измерение уровней электромагнитного поля возможно в ходе проведения производственного контроля или в процессе проведения спецоценки, в этом случае, - при наличии обращений работников, представителей профсоюзов или решения комиссии по спецоценке.

Утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения № 7-травматизм, которая в настоящее время применяется для статотчетности за 2020 год.

Статотчетность  обязаны предоставлять юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме ряда отраслей: финансовой и страховой; по операциям с недвижимостью; госуправления и военной безопасности; соцобеспечения и образования.

Кроме того, особое внимание работодателей следует обратить на формирование и сохранность документов по охране труда согласно установленным Росархивом срокам хранения при наличии в деятельности организации производства и работ с вредных и опасными факторами, несчастных случаев и профзаболеваний (сроки хранения от 45 лет до 75).

Следует довести до сведения работодателей, что с 1 января 2021 года введены в действие 40 новых правил по охране труда и в связи с этим необходим пересмотр локальных документов по охране труда, а также провести в течение месяца внеплановое обучение и инструктажи.

Тексты нормативных правовых документов размещены на официальном сайте управления.

Основные изменения регионального законодательства

В 2020 году подписано Региональное соглашение между Правительством, профсоюзами и работодателями области о минимальной заработной плате в Брянской области на 2021 год, которым установлены размеры минимальной заработной платы:

для организаций бюджетного сектора экономики – 12 тыс850 руб.;

для организаций внебюджетного сектора – 13 тысяч 200 руб.

С 1 января 2020 года вступил в силу Закон Брянской области от 30 декабря 2019 года № 129-З «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Для организации работы Вам были направлены методические рекомендации по осуществлению ведомственного контроля.

В соответствии с Законом и методическими рекомендациями на уровне муниципальных образований необходимо разработать регламент по осуществлению контроля  в подведомственных организациях.

Закон предусматривает ежегодное размещение плана проведения проверок на официальных сайтах администраций в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, согласование которого с органами прокуратуры не требуется.

Также в срок до 1 февраля необходимо направить                                    в управление информацию о результатах проведенных проверок по установленной форме.

Планируемые в 2021 году изменения в федеральное законодательство

Основным ожидаемым изменением в законодательстве в начале 2021 года является принятие в новой редакции раздела «Охрана труда» Трудового кодекса. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Государственной думе в первом чтении.

После обновления Трудового кодекса планируется до июля 2021 года принять постановление Правительства Российской Федерации, которым будет утвержден новый порядок обучения по охране труда.

В соответствии с обновленным Порядком будут расширены формы и виды обучения, возрастные группы обучающихся. Молодежь начнут обучать вопросам самосохранения.

В настоящее время также разрабатываются Единые типовые нормы выдачи СИЗ с риск-ориентированным подходом. В  феврале-марте документ будет размещен на федеральном портале проектов НПА для публичного обсуждения.

Кроме того ВНИИ охраны труда Минтруда России разрабатывает новое Положение о системе управления охраной труда в организациях.

И в очередной раз напоминаем Вам, что актуальные изменения законодательства, нормативные правовые документы, официальные разъяснения ведомств оперативно размещаются на официальном сайте управления.

 

Разъяснения МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Охрана труда - Главная охраны труда


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 января 2021 г. № 15-2/10/В-167

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», разъясняет следующее.

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — Порядок). Пунктом 3.1 Порядка определено, что проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

При этом внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится в том числе и при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. В данном случае осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (пункт 3.3 Порядка).

Учитывая изложенное, а также в связи с поступающими обращениями, с целью исключения противоречий при правоприменении норм информируем о том, что вследствие вступления в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников. При этом в силу пункта 2.2.3 Порядка форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

С учетом изложенного работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых правил по охране труда в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком.

При этом, по мнению Минтруда России, члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.

Одновременно информируем о том, что результаты внеочередной проверки знаний оформляются протоколом (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), как и результаты любой проверки знаний на основании пункта 3.6 Порядка обучения. При этом согласно форме протокола указывается тип проверки знаний «внеочередная».

Дополнительно разъясняем, что на основании пункта 3.8 Порядка обучения правая сторона удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда» предусмотрена для внесения сведений в случае, если работник не прошел проверку знаний при приеме на работу или очередном обучении. На практике при неуспешной проверке знаний удостоверение не оформляется. В связи с вышеизложенным рекомендуем сведения о внеочередной проверке знаний вносить в раздел удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда». При этом имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.

Обращаем внимание, что в соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу                         с 1 января 2021 года новых правил по охране труда должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.

А.В. ВОВЧЕНКО

 

Новое в трудовом законодательстве на федеральном и региональном уровнях в 2020 году и ожидаемые изменения в 2021 году

Охрана труда - Главная охраны труда

Новое в трудовом законодательстве

на федеральном и региональном уровнях в 2020 году

и ожидаемые изменения в 2021 году

В 2020 году заработала перспективная модель нормативного регулирования в сфере охраны труда. Своими целями она ставит одновременное снижение травматизма и регулирующей нагрузки на работодателя. В 2021 году будут действовать 48 правил по охране труда вместо 113, а в рамках реализации регуляторной гильотины в сфере охраны труда вместо 1091 нормативных правовых актов планируется принятие всего 73,                   что сокращает общее количество НПА на 93 %.

В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» принято постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467, которым определены 1275 нормативных правовых актов различных федеральных ведомств, требующих отмены или при необходимости нового утверждения.

 

В 2020 году на федеральном уровне вступил в силу ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в сфере трудовых отношений, в том числе  охраны труда.

Новый порядок спецоценки

Основные изменения в федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (в редакции федерального закона                от 27.12.2019 № 451) содержат закрепление обязанности организаций, проводящих специальную оценку условий труда,            по загрузке в ФГИС СОУТ в течение 5 рабочих дней после заключения договора с работодателем сведений о предстоящей СОУТ и передаче работодателю в течение трех рабочих дней          в письменном виде идентификационного номера проекта Отчета по результатам СОУТ.

Спецоценка с 1 января 2020 года считается завершенной и действительной только после выгрузки всех данных в ФГИС СОУТ, а не после утверждения Отчета по результатам СОУТ, как было ранее.

Кроме того, изменения внесены в Методику проведения СОУТ, предусматривающие:

обязательное сохранение индивидуального номера рабочего места при внеплановой СОУТ, присвоенного при проведении плановой СОУТ;

выявление потенциально вредных факторов производственной среды и их источников при проведении СОУТ также может осуществляться на основе результатов производственного контроля за условиями труда (при наличии) и результатов, полученных при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

отчет по результатам СОУТ должен содержать идентификационный номер и быть утвержден председателем не позднее 30 календарных дней с момента передачи организацией, проводившей СОУТ, материалов по ее результатам работодателю.

Бессрочная декларация

Кроме того, в конце 2020 года приняты изменения в федеральный закон о спецоценке (в редакции федерального закона от 30.12.2020 № 503-ФЗ), вступившие в силу с 1 января 2021 года, в отношении бессрочного действия декларации на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда при сохранении условий труда на конкретном рабочем месте.

Изменения в приказ Минтруда России № 302н по обязательным периодическим медосмотрам

Вступили в силу изменения в приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в редакции приказа Минтруда России от 13.12.2019 N 1032н) о проведении медосмотров для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, а именно:

допускается учет результатов ранее проведенных (не позднее 1 года) предварительного или периодического медосмотра, диспансеризации и иных медосмотров, за исключением результатов медосмотров работников, имеющих медицинские показания;

медицинские учреждения, проводящие медосмотры, для уточнения диагноза имеют право запрашивать информацию о состоянии здоровья работников в медучреждениях по месту его жительства (прикрепления);

уточнен перечень документов, которые необходимо представить для прохождения предварительного медосмотра;

особое внимание работодателей следует обратить на то, что для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический медосмотр в центре профпатологии должен проводиться при стаже работы 5 лет во вредных условиях труда (подклассы 3.1-3.4, класс 4), последующие периодические медосмотры - один раз в 5 лет;

один раз в 5 лет должны пройти периодические медосмотры в центрах профпатологии и работники, имеющие стойкие последствия несчастных случаев на производстве;

работников, имеющих заключения о предварительном диагнозе профзаболевания, необходимо направлять в центры профпатологии в течение 1 месяца с момента подозрения на связь заболевания с профессией.

С 24 мая 2020 года работа за компьютером более 50% рабочего времени не является основанием для обязательных медосмотров

Соответствующие изменения внесены в подпункт 3.2.2.4 Перечня факторов, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (совместный приказ Минтруда России и Минздрава России от 03.04.2020 № 187н/268н).

Согласно указанным изменениям обязательные медосмотры должны проводиться в случае воздействия на работников электромагнитного поля широкополосного спектра частот (5Гц-2кГц, 2кГц-400кГц) при превышении предельно допустимого уровня.

Согласно требованиям Методики проведения СОУТ исследование вышеуказанного потенциально вредного фактора не предусмотрено для рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных компьютерах или эксплуатируют копировальную технику. В связи с чем, проведение измерений электромагнитного поля в целях определения его уровня и необходимости прохождения периодических медосмотров, возможно только в ходе производственного контроля или при наличии письменных обращений работников, представителей профсоюзов и/или решения комиссии в процессе проведения СОУТ.

Новые санитарно-эпидемиологические требования к условия труда

СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»(действуют с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года), утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40.

Соблюдение Санитарных правил является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом СП не распространяются на условия труда водолазов и космонавтов, а также на условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.

Согласно Санитарным правилам юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: осуществлять производственный контроль за условиями труда; разрабатывать и проводить предусмотренные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Требования к условиям труда определены в зависимости от вида деятельности и особенностей технологических процессов.

Утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения № 7-травматизм

Приказом Росстата от 22.06.2020 № 326 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях», которая применяется для отчета за 2020 год.

Форму должны предоставлять юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме:

финансовой и страховой деятельности;

деятельности по операциям с недвижимым имуществом; государственного управления и обеспечения военной безопасности;

социального обеспечения и образования;

деятельности домашних хозяйств как работодателей; недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления;

деятельности экстерриториальных организаций и органов.

Росархивом определены сроки хранения документов по охране труда

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержден приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.

Документы по вопросам охраны труда содержатся в разделе 7.3 Перечня, включающем 24 позиции.

Особое внимание работодателей следует обратить на формирование и сохранность документов по охране труда согласно установленных сроков хранения при наличии в деятельности организации производства и работ с вредных и опасными факторами производственной среды и трудового процесса, несчастных случаев и профзаболеваний (сроки хранения от 45 до 75 лет).

Утверждены критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности от несчастных случаев и профзаболеваний

Критерии утверждены приказом Минтруда России от 30.09.2020 № 687н и вступает в силу с 1 июля 2021 года.

В соответствии с критериями определяется степень утраты профессиональной трудоспособности исходя из последствий повреждения здоровья работника, возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих ему продолжать выполнять работу, предшествующую несчастному случаю на производстве или профзаболеванию, с определенными нормативным актом дополнительными условиями.

Кроме того, в документе определены параметры оценки состояния здоровья пострадавшего и 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека.

Электронные трудовые книжки

С начала 2020 года вступил в силу ряд нормативных правовых актов, принятых в 2019 году, регламентирующих порядок постепенного перевода формата оформления трудовых отношений с бумажной на электронную трудовую книжку. До 31 декабря 2020 года работники должны были определиться с соответствующим форматом оформления записей о своей трудовой деятельности и сообщить работодателю. С 1 января 2021 года граждане уже могут устраиваться на работу с электронной трудовой книжкой, которая является почти полным аналогом бумажной.

В рамках регуляторной гильотины с 1 января 2021 года введены в действие 38 новых правил по охране труда

Основные изменения регионального законодательства

В 2020 году подписано Региональное соглашение между Правительством Брянской области, Союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Брянской области» и Брянской областной Ассоциацией промышленников и предпринимателей − Региональным объединением работодателей о минимальной заработной плате в Брянской области на 2021 год, которым установлены размеры минимальной заработной платы:

для организаций бюджетного сектора экономики − 12850 руб.;

для организаций внебюджетного сектора экономики − 13200 руб.

Ведомственный контроль

С 1 января 2020 года вступил в силу Закон Брянской области от 30 декабря 2019 года № 129-З «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с указанным Законом Вам были направлены для организации работы методические рекомендации по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Законом предусмотрено ежегодный план проведения проверок размещать на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети «Интернет» в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, согласование которого с органами прокуратуры не требуется.

Также в срок до 1 февраля необходимо направить в управление информацию о результатах проведенных проверок по установленной форме.

Планируемые изменения в 2021 году

Основным ожидаемым изменением в законодательстве в начале 2021 года является принятие в новой редакции X раздела «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации.

В проекте Трудового кодекса РФ прописан электронный документооборот по охране труда. Данное нововведение уже поддержали несколько крупнейших предприятий страны.

 

Опасные условия труда окажутся под запретом

Изменение может коснуться производственных предприятий с опасными условиями труда. Если по результатам СОУТ на рабочем месте установят 4 класс «опасные условия труда», то деятельность работодателя приостановят. Чтобы возобновить работу предприятия, работодателю нужно будет утвердить план по улучшению условий и охраны труда, а также провести внеплановую СОУТ. Работников, занятых на таких рабочих местах придется перевести на другие рабочие места с сохранением средней заработной платы.

Новые требования к специалисту по охране труда

Изменения в Трудовой кодекс РФ коснутся норматива численности службы охраны труда. При этом должность специалиста по охране труда станет обязательной, если на предприятии численность работников составляет более 100 человек, а не как ранее – более 50 человек. Если в компании меньше 100 сотрудников и нет специалиста по охране труда, то функции по охране труда сможет выполнять: руководитель организации или предприниматель; уполномоченный работодателем сотрудник предприятия; предприниматель или организация по гражданско-правовому договору.

Как изменится порядок расследования несчастных случаев

Вступление в силу новой редакции Трудового кодекса РФ повлечет за собой изменения в порядке расследования несчастных случаев на производстве.

Помимо несчастных случаев и профзаболеваний, появится такое понятие как микроповреждения (микротравмы), которые работодатель обязан будет учитывать, проводить расследование, анализировать обстоятельства их возникновения и причины, при которых такие повреждения стали возможными.

Микротравмы в большинстве случаев возникают по причине нарушения требований охраны труда, требований к организации рабочих мест и трудового процесса. Они часто становятся предвестниками более серьезных повреждений здоровья работников (несчастных случаев или профессиональных заболеваний).

В этом случае от работодателя потребуется оценка профессиональных рисков и пересмотр инструкций по охране труда, в которых должны быть прописаны меры безопасности работника при выполнении ими любых манипуляций, которые чреваты опасностью микротравм.

Порядок расследования микротравм будет разработан Минтрудом России.

Оценка рисков станет обязательной на этапе ввода рабочего места в производство

в новой редакции Трудового кодекса РФ вводится новый термин - комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места, а также оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников.

Понятие включает в себя определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, специальную оценку условий труда, и постоянную оценку и анализ профессиональных рисков на всех этапах производства товаров, работ и услуг.

Станет обязательным ведение реестра НПА, которые содержат требования охраны труда

С вступлением в силу Х раздела Трудового кодекса РФ становится обязательным ведение работодателем реестра (перечня) нормативных правовых актов. Для доступа работников предприятия к этим нормативным актам, руководитель компании может использовать не только бумажные версии, но и электронные базы данных.

После обновления Трудового кодекса планируется до июля 2021 года принять постановление Правительства Российской Федерации, которым будет утвержден новый порядок обучения по охране труда.

В соответствии с обновленным Порядком будут расширены формы и виды обучения, возрастные группы. Молодежь теперь с малых лет начнут обучать вопросам самосохранения.

В настоящее время также разрабатываются Единые типовые нормы выдачи СИЗ с риск-ориентированным подходом, которые в начале года будут размещены на федеральном портале проектов НПА для публичного обсуждения, а также ВНИИ охраны труда Минтруда России разрабатывает новое Положение о системе управления охраной труда в организациях.

Однако все вышеперечисленные документы появятся только после принятия новой редакции Трудового кодекса РФ согласно плану законотворческой деятельности в начале 2021 года.

Актуальные изменения законодательства, тексты нормативных правовых документов, официальные разъяснения ведомств оперативно размещаются на официальном сайте управления http://rabota-bryanskobl.ru/ в разделах «Новости» и в соответствующих подразделах «Труд и занятость/Трудовые отношения».

 
Еще статьи...